Новости > В ПОИСКАХ СОЮЗА

 Культура всегда персонифицирована. Любые, даже самые объективные культурные процессы, мы связываем с конкретными яркими личностями, их выражающими. Но даже самодостаточные и самобытные художники нуждаются в собственной референтной группе, хотя бы для того, чтобы почувствовать отражение своих образов и идей в реакции близких по духу товарищей или оппонентов. Поэтому с зарождением светской культуры и появления профессиональных служителей Мельпомены, они стали объединяться в общества, гильдии, цеха. Зачастую эти объединения представляли собой силу, оказывающую влияние не только на духовную жизнь элит, но и на политические процессы. Это заставляло власть вмешиваться в жизнь художественных сообществ и проводить определённую культурную политику. Чем тоталитарнее был режим, тем больше сил и средств он выделял на эти цели.

Характерно суждение В.И. Ленина о литературном процессе: «В чем же состоит этот принцип партийной литературы? Не только в том, что для социалистического пролетариата литературное дело не может быть орудием наживы лиц или групп, оно не может быть вообще индивидуальным делом независимым от общего пролетарского дела. Долой литераторов беспартийных! Долой литераторов сверх–чело-веков! Литературное дело должно стать частью общепролетарского дела, «колесиком и винтиком» одного единого великого социалистического механизма приводимого в движение всем сознатель-авангардом всего рабочего класса».

Ещё дальше пошёл Иосиф Виссарионович, практически ликвидировав к началу 30-х годов прошлого века все сложившиеся естественным путём художественные объединения и создавший творческие союзы, нацеленные в своих жанрах и видах искусств проводить жёсткую идеологическую политику партии. Эти структуры почти без изменений просуществовали более полувека, пока вместе с горбачёвской перестройкой не начался демонтаж централизованной системы управления страной. Вслед за утратой идеологической монополии КПСС, стали рушится её бастионы – обкомы, райкомы, органы советской власти. Самыми жизнестойкими оказались творческие союзы. Тому было несколько причин.

Во-первых, наряду с идеологическими, эти объединения выполняли также социальные и творческие функции.

Во-вторых, именно в их рядах появились многие творческие лидеры не только поддержавшие, но и возглавившие демократические процессы, происходящие в стране. Вспомним Евгения Демьяновича Мальцева, председателя Союза художников Ленинграда, ставшего депутатом Верховного Совета СССР 12-ого созыва, избранного демократическим путём.

В-третьих, новая власть сама нуждалась в поддержке авторитетных духовных лидеров, а большинство из них были в руководстве творческих союзов.

Предпринимались попытки создать новые общественные институты. Вспомним хотя-бы Фонд культуры, созданный Дмитрием Сергеевичем Лихачёвым и впоследствии получившим его имя.

Конечно, не все функционеры творческих союзов поддержали демократические перемены. Как следствие - острые политические дискуссии внутри художественных сообществ, приведшие к их расслоению. Конфликты обострялись дележом довольно существенного, нажитого за десятилетия советской власти имущества. Большинство союзов занимали роскошные особняки, имели свои базы отдыха и дома творчества. Особенно остро борьба за лидерство в союзах происходила на федеральном уровне. Достаточно вспомнить, получившую всероссийскую огласку, благодаря центральному телевидению, борьбу за власть в Союзе кинематографистов.

К чести лидеров петербургских союзов, наш город избежал публичных скандалов. Этому во многом способствовала консолидация ленинградских, а затем и петербургских творческих союзов под эгидой координационного совета. Его создателем и идейным вдохновителем стал упомянутый выше Е.Д. Мальцев. Ему удалось сосредоточить усилия творческой интеллигенции на решении конкретных проблем, касающихся нужд рядовых членов союзов. Сколько сил было положено на сохранение и развитие фонда художественных мастерских, на сохранение поликлиники № 40, обслуживающей творческую интеллигенцию, на помощь в обретении помещений новыми творческими союзами, не успевшими получить материальную поддержку от советской власти.

Сегодня трудно представить культурную жизнь Петербурга без мероприятий творческих союзов. В течение года в залах Союза художников и в ЦВЗ «Манеж» проходят десятки персональных и художественных выставок. Международное биеннале дизайна «МОДУЛ,OR», организованное Союзом дизайнеров, знакомит петербуржцев с тенденциями мировой проектной культуры. С незнакомыми шедеврами из самых отдалённых музеев мы смогли познакомиться, благодаря координирующей деятельности Союза музейных творческих работников. Будущее отечественного кинематографа приближает к зрителям Союз кинематографистов, учредив открытый фестиваль студентов киношкол «НАЧАЛО». Разве можно представить городскую афишу без «Петропавловских ассамблей» и «Праздника корюшки» Российского творческого союза работников культуры и его санкт-петербургского отделения; без международного театрального фестиваля «Балтийский дом» и премии «Золотой софит», учреждённых Союзом театральных деятелей; без завершающего каждый год фестиваля «Площадь искусств» под руководством председателя Союза концертных деятелей Юрия Темирканова.

Указом Президента России 2014 год объявлен Годом Культуры. Обычно подобные решения бывают продиктованы необходимостью развязать комплексные накопившиеся проблемы с привлечением возможно большего числа ресурсов.

Значительную часть проблем возможно было бы решить путём более тесной кооперации государства и общественных организаций в сфере культуры.

Назрела необходимость создания общественно-государственного фонда, который бы сформировался за счёт определённого процента отчислений от прибыли шоу-бизнеса и целевого распределения на поддержку традиционной культуры. Инструментом этого распределения могли бы выступить творческие союзы, в том числе Российский творческий союз работников культуры (РТСРК), который занимает особую нишу. Его члены не столько создают художественные ценности, сколько призваны их популяризировать и распространять. Он, как бы, предназначен для выполнения посреднической функции между субъектами и объектами культурной деятельности.

Для наиболее эффективного решения амбициозных целей потребуется решить несколько конкретных задач.

Во-первых, значительно расширить социальную сеть Союза, включив в его члены преподавателей русского языка и литературы, а также истории. Ведь именно учитель для большинства из нас является первым проводником и пропагандистом отечественной культуры. Также следует привлечь в члены Союза творческих личностей, работающих во всех сферах массовой культуры. Прежде всего, из числа тех, кто занимается благотворительностью.

Во-вторых, необходимо сформировать некий попечительский орган, если хотите – Общественное Министерство культуры, пригласив в его ряды наиболее влиятельных и авторитетных деятелей культуры, а также представителей бизнес-сообщества, занимающихся благотворительностью. Их задачей будет, с помощью экспертов от Союза работников культуры, определять адресную помощь для распределения грантов и стипендий.

Никакие инвестиции в культуру не дадут желаемого результата, если не будет сформирована армия потребителей настоящей, высокой культуры. Такие проблемы не решаются в одночасье. Требуется выстроить систему просветительской работы, создать прозрачные информационные потоки, незамутнённые псевдокультурой.

Сейчас в преддверии Года культуры, самое время задуматься и принять конкретные меры для спасения отечественной культуры. Эта тема станет главной в повестке Всероссийского конгресса заслуженных работников культуры, который РТСРК готовится провести в 2014 году.

В Санкт-Петербурге есть все предпосылки, чтобы возник новый творческий союз - союз власти, бизнеса, художников и горожан.

В сегодняшнем номере читатели смогут познакомиться с жизнью некоторых творческих союзов, их Координационным советом, а также с литературным творчеством их членов.