Новости > ЗАСЛУЖЕННЫЕ РАБОТНИКИ КУЛЬТУРЫ-ЧАСТЬ ПЕТЕРБУРГСКОЙ ЭЛИТЫ

 

Указом Президента России 2014 год объявлен Годом Культуры. Обычно подобные решения бывают продиктованы необходимостью развязать комплексные накопившиеся проблемы с привлечением возможно большего числа ресурсов.

            Действительно, отечественная культура переживает небывалый прессинг с самых разных сторон. Количество угроз множится.

            Собственно, в чём необходимость сохранения базовых культурных ценностей? Может быть, нужно смириться с неизбежностью перемен?

            Однозначно на эти вопросы не ответить. Давайте попытаемся разобраться, чем чреваты наиболее очевидные угрозы, и с какими подводными камнями мы ещё можем столкнуться.

            Сегодня много говорится о возможной угрозе культурной самоидентификации. А разве этот процесс уже не охватил всю Европу? Пытаясь экономически выжить в условиях глобализации, страны Западной Европы принесли в жертву значительную часть своего суверенитета. Но это, как правило, не повлекло за собой угрозу национальным особенностям. Просто, всё что было уникально в том или ином регионе стало предметом потребления на туристическом рынке.

            А разве аналогичные процессы не происходили на территории Советского Союза в течение 70 лет. Только «социалистическая по содержанию и национальная по форме» отечественная культура обслуживала не туристов, а коммунистическую идеологию. Значит ли это, что вывод о том, что уникальные национальные культурные особенности народов России может спасти лишь развитие туристических услуг? И да, и нет.

            Нужно понимать, что перевод форм народной или элитарной культуры в сферу культуры массовой не может произойти без сущностных потерь. Ведь выполняя рекреационно-гедонистические цели, культура перестаёт выполнять свои   главные функции – сохранения самоидентичности и постепенно превращается в субкультуру.

            Вот здесь и находится одно из главных противоречий сегодняшнего дня – противостояние культуры традиционной и культуры массовой.

            Мы становимся свидетелями того, как это противостояние приобретает жёсткие, а порой и жестокие формы. Прежде всего, нетерпимость проявляется на религиозной и национальной почве. Растерянность лидеров западных стран проявляется в непоследовательности принимаемых ими решений. С одной стороны они поддерживают оранжевые и бархатные революции в странах третьего мира. С другой стороны они видят, что свержение деспотических режимов приводит к власти поборников фундаментального ислама, а порой откровенных террористов. Сегодня толерантная Европа вынуждена жёстко отвечать на распространение чуждых для европейцев культурных ценностей и традиций, привнесённых мигрантами из Азии и Африки. А разве национализм, стремительно набирающий обороты в России, не является реакцией на агрессию распространения чуждой для нас культуры. Как соблюсти равновесие? Способна ли отечественная культура абсорбировать столь мощный поток культуры инородной?        С одной стороны история показывает, что самые агрессивные экспансии переваривались национальной традицией. Так было, когда на смену языческим славянским культам насаждалось христианство. Как результат Москва – третий Рим.

В течении веков приживалась и развивалась кириллица, пока с гением Пушкина, Гоголя, Толстого, Достоевского, Чехова Россия не поразила весь мир глубиной литературного прозрения. Даже татаро-монгольское иго, длившееся 270 лет, привнесло в национальный уклад уникальный симбиоз европейской и азиатской культур. Наиболее полно и образно в 1918 году выразил этот феномен Александр Блок в поэме «Скифы».

О старый мир, пока ты не погиб,

Пока томишься мукой сладкой,

Остановись премудрый, как Эдип,

Пред сфинксом с вечною загадкой.

Россия – сфинкс. Ликую и скорбя,

И обливаясь братской кровью

Она глядит, глядит, глядит в тебя

И с ненавистью и с любовью.

Пожалуй, точнее не сформулировать наше ревностное отношение к европейской традиции. Вся история России – это постоянное стремление жить как в Европе и стремиться подчеркнуть наш особый уникальный путь.

Умом Россию не понять

Аршином общим не измерить

У ней особенная стать

В Россию можно только верить.

Гениальные строки Тютчева сослужили не добрую услугу нескольким поколениям доморощенных толкователей и предсказателей судьбы России.

Самый сокрушительный удар по российской культуре был нанесён её же носителями, по-разному представляющими счастье для своей Родины.

Октябрьский переворот, безумная Гражданская война и последующие десятилетия истребления носителей традиционной культуры нанесли столь ощутимый удар по генофонду российских народов и истребили их историческую память.

Остаётся удивляться фантастическому потенциалу почти уничтоженной, осквернённой и изнасилованной страны, которая нашла в себе силы не просто противостоять, а победить и уничтожить фашистскую Германию, а затем добиться паритета в военном противостоянии с Америкой и первой выйти в космос.

Культурная инерция была столь сильна, что в стране находились силы для художественного осмысления своей трагической участи. Шолохов в «Тихом Доне», Гроссман в «Жизни и судьбе», Твардовский, открывший нам в «Новом мире» гениального Солженицина. В музыке - Прокофьев, Шостакович, Шнитке. В поэзии Евтушенко, Вознесенский, Ахмадулина, Окуджава, Высоцкий. Эйзенштейн, Тарковский, Герман, Сокуров в своих фильмах.

Наконец, Дмитрий Сергеевич Лихачёв - интеллигентный кабинетный учёный - заставил прислушаться к своему тихому голосу всю думающую часть российского населения. А ведь говорил он исключительно о национальном культурном достоянии: о древней литературе, о сохранении архитектурного ландшафта в парковом искусстве. Его статьи и телевизионные интервью звучали в период мощнейших социальных сдвигов в обществе, в пору экономического кризиса и тотального дефицита. И тем не менее его слушали, ему внимали. Поистине, не истребима тяга россиянина и, прежде всего, русского к самопознанию.

Парадоксы культурной традиции этим не исчерпываются. Их достаточно подробно можно описать на таких традиционных противостояниях как «моё» и «наше», или «личность-общество-государство».

Особенно характерно взаимодействие различных культурных пластов: народной, религиозной, элитарной и массовой культуры. Собственно, только народная культура выполняла сокраментальные функции сохранения и передачи накопленного человечеством цивилизационного опыта. Религиозная культура была уже призвана примирить хрупкое человеческое сознание с враждебным и непонятным для него миром. Однако, этой задачей она не ограничилась. Ведь соблазн управлять людьми через воздействие на их умы и души был слишком велик. Именно религия привнесла в культуру идеологическую функцию. Сегодня мы наблюдаем в отечественной практике очевидный конфликт между творческой элитой и церковью. Подчеркну, не между религиозной и светской культурами, а между их носителями. И конфликт этот глубинный, и не однозначный. Тем более, что он развивается на фоне противостояния ортодоксальных отклонений различных мировых религий и множества сектантских объединений.

Элитарная культура, возникшая поначалу для удовлетворения рекреационно-гедонистических потребностей, дала  мощный импульс для развития различных жанров художественного творчества.

Но соблазн идеологического использования культуры в борьбе за власть и в её сохранении не только через религиозные обряды взял верх. И уже в недрах элитарной культуры вызревают элементы культуры массовой. Кроме хлеба нужны зрелища, нужны светские обряды и праздники, чтобы дать выхлоп негативной энергии масс.

 

 

Но, по настоящему массовая культура стала развиваться вместе со средствами массовой коммуникации. Печатный станок, кино, радио и телеэфир, мощные усилительные установки, пиротехника и световые эффекты. Наконец, интернет. Вот, что способствовало достижению невиданных до селе экономических и идеологических целей.

Цели коммерческие и политические, как правило, не стимулируют культурный и интеллектуальный рост человека. Скорее, входят с ним в конфликт.  Поэтому общий культурный уровень населения катастрофически снижается. Власти и бизнесу нужны электорат и потребители.

Может быть традиционная культура – это атавизм, мешающий нормальному развитию общества потребления.

Но практика показывает, что спрос на интеллектуалов постоянно растёт. Именно российская элита активно соблазняется Европой и Америкой. На мировом рынке ценятся не просто классные специалисты, а способные на инновационный прорыв интеллектуалы. Тот же мировой опыт показывает, что обладатели высоких интеллектуальных показателей являются носителями высокой культуры.

Высокий культурный потенциал, как правило, превращает интеллектуала в интеллигента. Т.е. человека, для которого общественные интересы стоят выше личных. И на подобные примеры очень богата наша история и современность. Достаточно вспомнить, наряду с Дмитрием Сергеевичем Лихачёвым, академика Андрея Дмитриевича Сахарова, Александра Исаевича  Солженицына, Мстислава Леопольдовича Ростроповича. Достигнув выдающихся результатов в различных сферах деятельности, они вошли в историю как великие граждане России. Выстраивая программы гражданско-патриотического воспитания молодёжи, было бы полезно проанализировать, что способствовало формированию наших выдающихся соотечественников. Все они были людьми, остро чувствовавшими социальную несправедливость, принимавшие чужую боль острее, чем собственную. И, естественно, они оказывались в оппозиции к существующей власти.

Возникает вопрос – возможен ли компромисс между реальными общественными лидерами и властью? Поиск этого компромисса необходим, но лишь до тех пор, пока он не столкнётся с фактами социального лицемерия и откровенного пренебрежения общественными интересами со стороны властных структур.

В этом смысле, как признанные культурные лидеры, так и вся культура, по природе своей оппозиционна власти. Просто степень этого противостояния может быть разной.

Мы не вспомним в мировой истории ни одного гения, чьё творчество не вскрывало бы современные ему пороки, либо не вносило бы диссонанс в устоявшийся миропорядок.

Любой пример подчинения творчества гения господствующим установкам, как правило, завершается его личной трагедией.

Какой же выход можно найти в этой ситуации? Попытаться установить партнёрские отношения между обществом и властью, выстроив общественно-государственную систему управления культурным процессом. Одним из звеньев в этой системе должен стать Российский творческий союз работников культуры. Наряду с государственными учреждениями культуры, он должен стать общественным органом, отслеживающим и продвигающим все инновационные ростки в культурной сфере. Имея свои отделения почти во всех регионах страны, Союз может и должен стать стартовой площадкой для креативных и талантливых молодых людей. Однако, для продвижения идей и талантов, необходимы ресурсы. И здесь государству нужен третий партнёр – бизнес, точнее, шоу-бизнес.  Зачастую он противопоставляется традиционной культуре и для этого есть множество оснований. Прежде всего, они различаются по целевым установкам. Если народная, религиозная и элитарная культуры, при всех их отличиях, были призваны сохранять накопленные знания и ценности, то массовая культура нацелена на извлечение прибыли, либо достижения идеологического результата. В чём она, безусловно, схожа с культурой религиозной. Из неё же она почерпнула использование культовых персонажей и богатый опыт различных средств эмоционального воздействия на аудиторию. С народной культурой культуру массовую роднит её ориентация на широкую аудиторию, её демократичность, а также проникновение во все сферы повседневной жизни, где главным средством достижения результатов выступает институт моды.

Однако, в отличие от народной, продукт массовой культуры создают высокие профессионалы, что также характерно для культур элитарной и религиозной.

Как мы видим, расходясь в целях, культура массовая является производной от традиционных культур, впитала все их достижения и  веками сложившийся инструментарий.

Важно отметить, что творцами массовой культуры, зачастую выступают люди творческие, с чётко выраженной гражданской позицией. Многие из них совмещают работу в шоу-бизнесе со служением высокому искусству.

        Понимая, что массовая культура есть не только продукт, но и одна из основных движущих сил объективного процесса глобализации. При этом, осознавая, что сохранение самобытной культуры является неотъемлемым условием сохранения самоидентичности, необходимо использовать ресурсы шоу-бизнеса для поддержки институтов традиционной культуры.

Если бы группа Пусси Райт дала несколько благотворительных концертов в фонд восстановления какой-нибудь провинциальной церкви, это стало бы не менее ярким информационным поводом, чем скандальное выступление в Храме Христа Спасителя. А если бы Гельман направил бы вырученные от очередной выставки средства на развитие казачьего ансамбля песни и пляски, то следующие его выставки шли бы под охраной тех же казаков. Это, конечно, шуточные фантазии. Но совсем не фантастичным представляется создание общественно-государственного фонда, который бы сформировался за счёт определённого процента отчислений от прибыли шоу-бизнеса и целевого распределения на поддержку традиционной культуры. Инструментом этого распределения мог бы выступить Российский союз работников культуры. Для этого требуется решить несколько задач.

Во-первых, значительно расширить социальную сеть Союза, включив в его члены преподавателей русского языка и литературы, а также истории. Ведь именно учитель для большинства из нас является первым проводником и пропагандистом отечественной культуры. Также следует привлечь в члены Союза творческих личностей, работающих во всех сферах массовой культуры. Прежде всего, из числа тех, кто занимается благотворительностью.

Во-вторых, необходимо сформировать некий попечительский орган, если хотите – Общественное Министерство культуры, пригласив в его ряды наиболее влиятельных и авторитетных деятелей культуры, а также представителей бизнес-сообщества, занимающихся благотворительностью. Их задачей будет, с помощью экспертов от Союза работников культуры, определять адресную помощь для распределения грантов и стипендий.

Никакие инвестиции в культуру не дадут желаемого результата, если не будет сформирована армия потребителей настоящей, высокой культуры. Такие проблемы не решаются в одночасье. Требуется выстроить систему просветительской работы, создать прозрачные информационные потоки, незамутнённые псевдокультурой.

Сейчас в преддверии Года культуры, самое время задуматься и принять конкретные меры для спасения отечественной культуры. Эта тема станет главной в повестке Всероссийского конгресса заслуженных работников культуры, который РТСРК готовится провести в марте 2014 года.

Почему ставка делается на заслуженных работников культуры?

Во-первых, большинство из них являются реальными носителями культурных традиций, профессиональных знаний и опыта. Во-вторых, всю жизнь, проработав с людьми, они обладают коммуникативными навыками и, зачастую, сами испытывают дефицит общения. В-третьих, в результате крушения системы культурно-просветительных учреждений, многие заслуженные работники культуры оказались без работы, либо вынуждены были переквалифицироваться.

            Задумывая конгресс, инициативная группа Российского творческого союза работников культуры ставила перед собой задачу вернуть к активной просветительской деятельности наиболее опытную часть творческой интеллигенции. Если хотите – возродить движение наставничества. Ведь, по большому счёту, культурная традиция передаётся из уст в уста, от сердца к сердцу.

            Легко продекларировать, а как осуществить подобную программу в масштабах огромной страны, в отсутствии общего взгляда на её историю. Не буду утомлять читателя подробностями методических процессов. В них ещё предстоит разобраться участникам Конгресса. Очевидно, что предметом их рассмотрения станут следующие вопросы:

- общественно-государственное партнёрство в культурно-просветительской работе;

- воспитание молодёжи на культурно-историческом наследии в условиях глобализации;

- национальное разнообразие и культурная идентификация;

- культура и шоу-бизнес: сотрудничество или противостояние?

- благотворительность, меценатство, восстановление шефской помощи учреждениям культуры и талантливой молодёжи;

- СМИ, интернет: как не утонуть в информационном океане?

- как внедрить стереотип – «успешный – значит культурный»?

- формы социальной поддержки работников культуры.

         На конгресс наряду с работниками сферы культуры, имеющими почётные звания, предлагается пригласить представителей органов управления в сфере культуры, образования, социальной политики; общественных деятелей, лидеров профсоюзных и правозащитных организаций, политических партий; журналистов, блогеров; бизнесменов, занимающихся спонсорством и благотворительностью.

         Сегодня важно, чтобы и властные структуры, и профессиональное сообщество озаботились важностью решения этих проблем. Нам сообща следует сделать всё, чтобы Год Культуры не превратился в перечень случайных мероприятий, а послужил культурному просвещению россиян.

 

 

 

 

 

 

 

Первый заместитель председателя

Российского творческого союза

работников культуры,

заслуженный работник культуры РФ                                                  А.Н. Константинов